OFFLINE: основной проект III Биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА

Основной проект Биеннале представляет работы 40 российских и зарубежных художников, вошедших в поле современного искусства из граффити-среды и других практик работы с городским пространством. Экспозиция сформировалась в ходе открытого творческого конкурса, заявки художников оценивало международное жюри.

Среди участников основного проекта встречаются как новые имена, так и хорошо известные на международной сцене: постоянный гость Биеннале Марта Купер — легендарная фотожурналистка, запечатлевшая зарождение граффити в Нью-Йоркском метро, представители скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия), американская художница FAITH XLVII, англичанин James Jessop, и польский граффити-художник Zbiok. Среди российских участников это уже известные на арт-сцене Алексей Luka, Анатолий Акуе, Иван Найнти, Владимир Абих и другие, а также арт-группа «Злые» из Екатеринбурга и Эльдар Ганеев из краснодарской арт-группировки ЗИП.

Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE, она продиктована усталостью от нарастающего информационного потока в мире, где физическая реальность приобретает статус событийной периферии — коммуникация, познание, секс, война и даже искусство сегодня реализуются преимущественно «онлайн». Организаторы предложили художникам сформулировать достойный ответ вызовам цифрового мира, опираясь на ДНК свободной и независимой уличной культуры, и восстановить баланс между реальным и виртуальным.

Тема Биеннале, изначально не характерная для уличного искусства, чуждого цифровым технологиям и тяготеющего к изобразительности, поставила художников в ситуацию поиска нетипичных для них подходов и приемов, придав экспозиции характер исследования и эксперимента. В соответствии с типом художественной реакции на тему Биеннале, экспозиция делится на несколько разделов-категорий: ОНЛАЙН, ПОСТ-ИНТЕРНЕТ и ОФЛАЙН.

Раздел ОНЛАЙН тематически объединяет работы авторов, которые анализируют негативное влияние цифровых технологий на человека, критикуя невозможность подлинного диалога в Сети и тотальное погружение в виртуальный мир. Ряд художников работает в эстетике ПОСТ-ИНТЕРНЕТА, нарочито воплощая характерную «цифровую визуальность» в традиционных медиа, таких как живопись или скульптура. Самую многочисленную категорию — OFFLINE, составляют художники, которые полностью исключили использование цифровых технологий в своих работах: они вдохновляются реальными городскими ландшафтами и природными материалами, ретроградными способами коммуникации и жизнью до Интернета.

Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера: испанский художник Spy расстелет во дворе Винзавода газон для релаксации 16-ти метров в диаметре. Саратовец Евгений Мулук создаст живописный мурал на стыке абстракции и фигуратива, а нью-йоркский король уличного бомбинга Faust — новый красочный слой проекта СТЕНА, изобразив огромный каллиграфический тэг. Художница Dagnini разложит компьютерную игру-пасьянс прямо по зеленой сетке строительных лесов, закрывающих одну из стен центра современного искусства.

Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА в Цехе Красного будет представлен исследовательский проект «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», его кураторы — художник Дмитрий Аске и со-основатель портала partizaning.org, преподаватель РГГУ Антон Польский. Выставка-исследование охватит 4 десятилетия российского граффити, стрит-арта и искусства «уличной волны». Уникальный архив фотографий, видео, эскизов и других художественных артефактов расскажет об этапах развития, процессах и тенденциях в уличном искусстве с середины 1980-х до настоящего времени. Проект станет первым подобным прецедентом в России. Материалы позже будут включены в печатное издание — Энциклопедию российского уличного искусства.


31 августа — 14 октября
Винзавод. Большое Винохранилище
Большое Винохранилище (Подъезд 21, ПОДВАЛ)
12:00–22:00